Храм святителя и Чудотворца Николая п. Яр

Православный этикет

ПОНЯТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНОГО ЭТИКЕТА

Этикет ( франц. etiguette- обычай)— нормы поведения, совокупность правил обхождения, принятых в обществе среди членов какой-либо социальной или профессиональной группы. Слово «этикет» в русском языке созвучно со словом «этика» — термином, обозначающим философское учение о нравственности. И действительно, повсеместное принятие и соблюдение правил этикета облагораживает нравы, свидетельствуя, что в основе его предписаний лежат именно нравственные категории.
Ключевые этические нормы человечество призвано было усвоить еще в ветхозаветные времена. Они были начертаны на каменных скрижалях, данных Богом пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди Божий: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «не завидуй» — являются, по сути, ограничительными вехами на пути, следуя которым человек нравственно возрождался, восходя от рабства греху к образу и подобию Божию. В дальнейшем в среде еврейского народа краткие этические нормы Закона преобразовались в разветвленную систему, строжайше регламентировавшую все стороны жизни. Жесткое следование этим предписаниям до сих пор является одним из главных требований иудаизма.
Христианское сознание не приемлет многих внешних ограничений, поскольку не в них видит залог достижения главной цели человеческой жизни — спасения души. Душа — вечна, ее существование простирается за рамки земного бытия, а Церковь земная — это отражение Церкви Небесной. «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего», — говорит апостол Павел (Евр.13,14). Земная реальность не носит для членов Православной Церкви главенствующего характера, поэтому христианину присуще стремление к братскому общению, чуждому условностей, к духовной свободе: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5, 13); «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17).
Вместе с тем для нормального функционирования церковной организации необходимо, чтобы все ее члены признавали и придерживались правил поведения и обхождения, сложившихся на протяжении тысячелетней истории христианской Церкви. Значительная часть правил церковного этикета вытекает из канонов и других актов церковного законодательства. Другие его положения существуют в Церкви на правах обычая — регламентированного образа действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим. Критерием законности обычая при отсутствии зафиксированного правила православные канонисты считают его разумность и давность. Православный этикет при этом является не только общепринятым кодексом поведения в церковной среде: соблюдение его требований (послушание канонической дисциплине) является лишь внешним выражением внутреннего стремления личности стать подлинным членом Церкви Христовой, как писал святитель Феофан Затворник: «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».
Нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Церковному организму изначально присуща иерархичность. Глава Церкви — Господь Иисус Христос, а Церковь — тело Христово. Каждый его член, будучи духовно свободным и равноправным с остальными, занимает, однако, свое особое положение: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15,41). Особенности иерархической структуры Православной Церкви необходимо учитывать, чтобы не нарушать внутрицерковную субординацию. Известная русская пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», — имеет и обратную сторону: раз уж ты приходишь в чужой монастырь, надо знать его устав.
Многие требования церковного этикета попросту противоречат светским правилам. Например, приветствуя православного священнослужителя, правильным будет испросить у него благословения, а затем поцеловать благословившую руку. Эта норма распространяется на лиц обоего пола. В то же время представители духовенства не должны целовать руку даме, несмотря на то, что в светском обществе этот знак внимания является свидетельством учтивости. В помещении, где мужчины обязаны снимать головные уборы, священнослужители могут оставаться с покрытой головой (при условии, что их головные уборы являются принадлежностью духовного сословия: скуфия, камилавка, клобук).
Понятие церковного этикета довольно тесно смыкается с понятием церковного протокола. Отличие одного от другого заключается в том, что нормы церковного этикета определяют правила общения и поведения в церковной среде, официальной и частной переписки. Церковный протокол предписывает порядок проведения официальных церковных церемоний, а также осуществления контактов между Поместными Православными и иными Церквами.
Большинство государственных и общественных мероприятий регламентируется обычным светским (иногда и дипломатическим) протоколом. Если на них приглашаются священнослужители, надо четко представлять их иерархическое положение, а при общении с духовными лицами учитывать важные этические моменты. Программа светского торжества, на которое приглашается священнослужитель, должна быть тщательно продумана. Порой представители духовенства оказываются в неловком положении, когда в качестве почетных гостей вынуждены присутствовать при двусмысленных зрелищах. Это оскорбляет самого священника и смущает совесть его пасомых. Так, если духовное лицо приглашено на прием во время церковного поста (например, в среду или пятницу), стоит заранее позаботиться о том, чтобы на столе были в наличии постные блюда. Христианская совесть и здравый смысл должны удерживать лиц, находящихся в обществе священнослужителя, от вольного поведения, громкого смеха и скабрезных рассказов. Одежда человека, посещающего церковно-общественные акции, не должна быть вызывающей и чрезмерно открытой. Соблюдение этих элементарных правил будет свидетельствовать об уважении не только к присутствующему духовному лицу, но и к тысячелетней православной традиции, носителем которой оно является.
Нормы светского этикета, складывавшиеся на протяжении столетий, являются неотъемлемой частью мировой культуры. Владение ими — признак воспитанности человека, его принадлежности к цивилизованному обществу. Столь же значимо знание церковного этикета как основы общения между собой членов Православной Церкви.
Из книги ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ епископа Егорьевского Марка

Православный этикет
В обращении с духовенством следует стремиться к нейтральной форме. Так, не является нейтральным обращение «отец» без употребления имени — оно или фамильярно, или функционально. (Для священнослужителей между собой характерно обращение «Отцы и братья! Прошу внимания…».)
Наиболее нейтрально обращение «святой отец» к представителю священства или монашества любой религии или «матушка» по отношению к православной или католической монахине.
Обращаться к священнослужителю надо на «вы». Если священнослужитель — близкий вам человек, то в церкви и в присутствии посторонних его также надо называть на «вы», а обращение «ты» оставить для дома.
В церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски. Поэтому говорят: «отец Иоанн» (не «отец Иван»), «диакон Сергий» (а не «дьякон Сергей»), «патриарх Алексий» (а не «патриарх Алексей»

Церковная иерархия
Священство — это одно из таинств, в котором служителям Церкви дается особая благодать Святого Духа. Церковная иерархия в православии по возрастающей линии старшинства следующая: диакон (дьякон), священник (иерей), епископ (архиерей).
Диакон — так называется лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. По происхождению своему это служение относится к временам апостольским и возникло в церкви иерусалимской по следующему поводу. Многие жаловались на неравномерную раздачу собранных пожертвований, вследствие чего являлись обделенными, особенно вдовы. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать слово Спасителя, не имели возможности печься о столах и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц (Деян. VI: 2–6). Это первоначальное служение скоро осложнилось другими многочисленными занятиями и обязанностями. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа они распоряжались церковным имуществом: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех пользовавшихся церковными пособиями. Они были посредниками между епископом и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа.
Священник — название пресвитера, перешедшее в христианскую церковную терминологию из античных греческих культов. Священник — вершитель шести таинств церкви (крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, брака и елеосвящения). Для всех своих прихожан он — ближайший учитель, начиная с церковной кафедры в храме и посещения домов верующих и заканчивая всеми встречами и разговорами. Он — проповедник религиозных начал жизни, но в то же время защитник всякого непротивного религии и общественному благу знания (например, медицинского, сельскохозяйственного и домоводственного), умственного и нравственного образования и воспитания.

Обращение к духовному лицу
Православный всегда с особой почтительностью относится к епископам. Обращаясь к архиерею, его величают «Владыко» («Владыко, благословите»). Владыко — так звучит слово в звательном падеже церковнославянского языка, а в именительном падеже — Владыка (например, Владыка Варфоломей благословил…).
В официальном обращении употребляются иные выражения. Например, обращаясь к епископу — «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыко»; в третьем лице — «Его Преосвященство рукоположил во диакона…». Обращаясь к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», «Высокопреосвященнейший Владыко»; в третьем лице — «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам…». Обращаясь к патриарху — «Ваше Святейшество», «Святейший Владыко»; в третьем лице — «Его Святейшество посетил епархию».
У епископа берут благословение таким же образом, как у священника: ладони складывают крестообразно одна на другую (правая наверху) и подходят к архиерею для благословения.
Телефонный разговор с епископом начинают словами: «Благословите, Владыко» или «Благословите, Ваше Преосвященство (Высоко преосвященство)».
В церковной практике не принято приветствовать священника словом «здравствуйте».
Сам же священник, представляясь, должен сказать: «иерей (или священник) Василий Иванов», «протоиерей Геннадий Петров», «игумен Леонид»; но будет нарушением церковного этикета сказать: «Я — отец Михаил Сидоров».
Ссылаясь на священника, обычно говорят в третьем лице: «Отец настоятель благословил…», «Отец Михаил считает…»
Сочетание «отец» и фамилия священника («отец Иванов») тоже употребляется, но редко, так как имеет оттенок официальности и отстраненности.
Если вы оказались в обществе нескольких священников, то благословения вы должны просить в первую очередь у священников, старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев. Некоторую подсказку дает крест, который носит священник.
Если вы уже взяли благословение у двух-трех священников, а рядом находятся еще три-четыре батюшки, возьмите благословение и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы», — и поклонитесь. Заметим, что в православии не принято обращаться со словами «святой отец», а принято говорить — «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).

Поведение в церкви
В Бога можно верить, а можно не верить, но в любом случае лучше Ему не лгать. Мало чести изображать ложные чувства и лукавить Высшему Существу. Лучше быть честным атеистом, чем лицемерно изображать набожность и творить обман в душе своей. В то же время необходимо тщательно соблюдать обрядовую часть богослужения, ибо кодекс поведения в храмах сложился в течение веков. Мы в нашей книге уделим внимание православному богослужению. Тех же, кого интересует исламское богослужение, иудаистское или буддийское, отсылаем в соответствующие храмы, где они, без сомнения, найдут для себя подходящую литературу.
Людям, идущим в православный храм, надо знать, что церковь — это особый мир со своими правилами. Посещение церкви начинается с выбора одежды — она должна быть опрятной и скромной. Категорически нельзя идти в храм вызывающе одетым: женщины не должны быть в брюках, коротких юбках, без головного убора, с помадой на губах; мужчины не должны приходить в шортах, теннисках, в рубашках с короткими рукавами, от них не должно пахнуть табаком. Это вопросы не только благочестия, но и этикета, потому что нарушением норм поведения можно вызвать справедливую отрицательную реакцию (пусть даже только в душе) у окружающих.
Человек должен помнить, что он идет в храм — дом Божий, а не в театр или на концерт. На груди обязательно должен быть нательный крест, освященный в православной церкви.
Утром перед посещением храма нельзя принимать пищу. Более того, если человек идет, чтобы причаститься Святых Божественных Христовых Тайн, то до этого следует как минимум три дня поститься, а накануне с двенадцати часов ночи нельзя пить или принимать пищу вообще.
Вход в храм с улицы обычно устраивается в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Входить в храм следует через главный (западный) вход. Перед входом в храм, естественно, нужно перекреститься три раза и положить три поклона с молитвами: «Боже, милостив буди мне грешному» — поклон; «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя» — поклон; «Создавый мя, Господи, прости мя» — поклон. Мужчина при этом обязательно снимает головной убор, женщина же непременно должна быть с покрытой головой. Исключение могут составлять только девушки, то есть незамужние женщины. Налагая на себя при входе в храм крестное знамение и читая надпись над входом «Благословен грядый во имя Господне» (или по-русски: «Благословен тот, кто идет во имя Господне»), мы должны помнить, что входим в дом Божий и получаем, естественно, Его благословение.

Посещение монастыря
Монастырь — это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Поскольку эта книга предназначена для мирян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать при паломничестве в монастырь. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются одеждой, условиями сна, пищей и употребляют ее только на общей трапезе.
Не входят в чужие кельи, если только не посланы туда настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами Святых Отцев наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами Святых Матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, с любовью покрывая погрешности в его работе.
При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)», а другой отвечает на это: «Спаси, Господи». В отличие от мира за руку друг друга не берут.
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства.
На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь». За столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании. Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

О подарках в дни важных духовных событий
При крещении крестная мать дарит ребенку-крестнику ризки (ткань или материю, в которую завертывается младенец, вынутый из купели), крестильную рубашечку и чепчик с кружевами и ленточками; цвет этих ленточек должен быть для девочек розовый, для мальчиков — голубой. Крестный отец кроме подарка по своему усмотрению обязан приготовить новокрещенному крестик и оплатить крестины. Оба — и крестный отец, и крестная мать — могут сделать подарки матери ребенка.
По старинному церковному правилу на свадьбу жених обязан купить кольца: для себя — золотое кольцо (глава семьи — солнце), для невесты — серебряное (хозяйка — луна, светящаяся отраженным солнечным светом). На внутренней стороне обоих колец вырезаются год, месяц и день обручения.
Кроме того, на внутренней стороне кольца жениха вырезаются начальные буквы имени и фамилии невесты, а на внутренней стороне кольца невесты — начальные буквы имени и фамилии жениха. Кроме подарков невесте жених делает по подарку ее родителям, братьям и сестрам. Невеста и ее родители также, со своей стороны, делают подарок жениху.

ВНЕ ЦЕРКОВНЫХ СТЕН
Церковный человек в семье
Семейная жизнь — частное дело каждого. Но поскольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о церковном этикете.
Церковное благочестие и домашнее благочестие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остается таковым и вне церкви. Христианское миросозерцание определяет весь строй жизни верующего. Не касаясь здесь большой темы домашнего благочестия, затронем некоторые вопросы, касающиеся этикета.
Обращение. Имя. Поскольку имя православного христианина имеет мистический смысл и связано с нашим небесным покровителем, то оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме: Николай, Коля, но не Кольча, Колюня; Иннокентий, но не Кеша; Ольга, но не Лялька и т.п. Употребление ласкательных форм не исключается, но оно должно быть разумным. Фамильярность в речи часто свидетельствует, что незримо отношения в семье утратили трепетность, что обыденность взяла верх. Недопустимо также называть домашних животных (собак, кошек, попугаев, морских свинок и т.д.) человеческими именами. Любовь к животным может превратиться в подлинную страсть, догорая умаляет любовь к Богу и человеку.
Дом, квартира церковного человека должны являть собой пример житейской и духовной сообразности. Ограничиваться необходимым количеством вещей, предметов кухонного обихода, мебели — значит видеть меру духовного и материального, отдавая предпочтение первому. Христианин не гонится за модой, это понятие вообще должно отсутствовать в мире его ценностей. Верующий знает, что каждая вещь требует к себе внимания, ухода, времени, которого часто не хватает на общение с близкими, на молитву, чтение Священного Писания. Найти компромисс между Марфой и Марией (по Евангелию), выполнять по-христиански добросовестно обязанности хозяина, хозяйки дома, отца, матери, сына, дочери и при этом не забыть о едином на погребу — это целое духовное искусство, духовная мудрость. Несомненно, духовным центром дома, собирающим в часы молитвы и духовных бесед всю семью, должна быть комната с хорошо подобранным набором икон (домашний иконостас), ориентирующим молящихся на восток.
Иконы должны быть в каждой комнате, а также на кухне и в прихожей. Отсутствие в прихожей иконки обычно вызывает у приходящих в гости верующих людей некоторое замешательство: войдя в дом и желая перекреститься, они не видят образа. Смущение (уже с обеих сторон) вызывает и незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий произносит: «Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», на что хозяин отвечает: «Аминь»; либо гость говорит: «Мир вашему дому», а хозяин отвечает: «С миром принимаем».
В квартире церковного человека духовные книги не должны находиться на одном стеллаже (полке) с мирскими, светскими. Духовные книги не принято оборачивать в газету. Церковную газету ни коем случае не используют для бытовых нужд. Пришедшие в негодность духовные книги, журналы, газеты сжигают.
В красном углу рядом с иконами не размещают портреты и фотографии дорогих хозяевам людей.
Иконы не ставят на телевизор и не вешают над телевизором.
Ни в коем случае в квартире не держат столь распространенные сейчас гипсовые, деревянные или иные изображения языческих богов, ритуальные маски африканских или индейских племен и т.д.
Пришедшего (даже на малое время) гостя желательно пригласить к чаю. Здесь хорошим примером может служить восточное гостеприимство, положительное влияние которого так заметно в радушии православных, живущих в Средней Азии и на Кавказе. Приглашая гостей по какому-то определенному поводу (именины, день рождения [1], церковный праздник, крещение ребенка, венчание и т.п.), предварительно продумывают состав гостей. Исходят при этом из того, что верующие люди имеют иное миропонимание и интересы, нежели далекие от веры люди. Поэтому может случиться, что человеку неверующему будут непонятны и скучны разговоры на духовную тему, это может и обидеть, оскорбить. Или же может случиться, что весь вечер уйдет на жаркий (хорошо бы не бесплодный) спор, когда забыт будет и праздник. Но если приглашаемый — на пути к вере, ищет истину, подобные встречи за столом могут пойти ему на пользу. Украсить вечер могут хорошие записи духовной музыки, фильм о святых местах, лишь бы это было в меру, не чрезмерно затянутым.

Свадебные традиции
Если на свадьбе будут посаженные отец и мать (они заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей), то после венчания они должны встретить молодых у входа в дом иконой (держит посаженный отец) и хлебом-солью (предлагает посаженная мать). По правилам, посаженный отец должен быть женат, а посаженная мать замужней.
Что касается шафера, то он должен быть непременно холост. Шаферов может быть несколько (как со стороны жениха, так и со стороны невесты).
Перед отъездом в церковь шафер жениха вручает невесте от имени жениха букет цветов, который должен быть: для девицы-невесты — из померанцевых цветов и мирты, а для вдовы (или второбрачной) — из белых роз и ландышей.
При входе в церковь впереди невесты, по обычаю, идет мальчик пяти — восьми лет, который несет икону.
Во время венчания главная обязанность шафера и подружки — держать венцы над головами жениха и невесты. Это бывает довольно трудно — продержать венец с поднятой вверх рукой в продолжение немалого времени. Поэтому шаферы могут чередоваться между собой. В церкви родственники и знакомые со стороны жениха становятся справа (то есть за женихом), а со стороны невесты — слева (то есть за невестой). Выходить из церкви до окончания венчания считается крайне неприличным.
Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвуются в церковь на богоугодные дела.
Тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания. Тут вспоминают: о назначении христианского брака; о том, что такое любовь в понимании Церкви; об обязанностях мужа и жены, согласно Евангелию; о том, как построить семью — домашнюю церковь и т.д. Свадьба церковных людей проходит с соблюдением требований благопристойности и меры.

В дни скорби
Наконец, несколько замечаний о времени, когда отказываются от всех празднеств. Это время траура, то есть наружного выражения чувства печали по усопшему. Различают глубокий траур и обыкновенный траур.
Глубокий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери продолжается один год. По деду и бабушке — шесть месяцев. По мужу — два года, по жене — один год. По детям — один год. По брату и сестре — четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику — три месяца. Если вдова вопреки приличию вступает в новый брак ранее окончания траура по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью остающиеся в этой земной юдоли получили особое благословение от умирающего, ибо к предсмертному благожеланию, благословению (в особенности родительскому) относятся с почтением и благоговением.
Вообще в православных семьях без благословения родителей или старших не принимают никакие важные решения. Дети с ранних лет навыкают даже на повседневные дела просить благословения отца и матери: «Мамочка, я ложусь спать, благослови меня». И мать, перекрестив дитя, говорит: «Ангела хранителя тебе на сон». Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) — на всех путях его хранит родительское благословение. Если это возможно, родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, святые мощи. Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.

Просмотры (1676)

Перейти к верхней панели